На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Удивительный мир

15 570 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вадим
    СпасибоПринцессы, короле...
  • Вадим
    СпасибоХудожница Nikolin...
  • Элеонора Коган
    Только зачем охотиться на шиншилл, они такие милые?Самые удивительны...

Прогулка по Тбилиси. День третий, завершающий.

Сегодня я покажу наше Тбилисское море, еще одно любимое место отдыха горожан в жаркие летние дни.

Тбилисское море (груз. თბილისის ზღვა), официальное название — Тбилисское водохранилище (груз. თბილისის წყალსაცავი) — водохранилище, расположенное в северо-восточной части Тбилиси. Создано в 1952 году путём затопления водами реки Иори трёх горько-солёных озёр. Длина достигает 9 км, а ширина — 3 км. Максимальная глубина 45 м, средняя глубина 26,6 м. Наполнение водохранилища происходит весной, летом и осенью вода из водохранилища интенсивно используется, за счет чего сезонное колебание глубины составляет 7-10 м.

Водохранилище входит в Самгорскую оросительную систему. К северо-западной части водохранилища прилегает район ТЭВЗ, рядом располагался национальный парк Тбилиси.

С самого начала создания искусственного водохранилища его берега использовались и используются, как места для отдыха и развлечения. На сегодняшний день территория благоустроена, и там созданы все современные условия для полноценного времяпрепровождения. В частности, на тбилисском водохранилище построено много новых заведений, баров, кафе и ресторанов. Там же можно прокатиться на скутерах и катамаранах.

Тбилисское море всегда оставалось любимым местом отдыха тбилисцев и гостей столицы. Именно поэтому мэрия Тбилиси решила провести реабилитацию водохранилища и прилегающей инфраструктуры.
На первом этапе было проведено строительство дороги, ведущей к Тбилисскому морю. Дорога берет начало в районе ТЭВЗ, прилегающему к морю, и завершается в районе Глдани. На сегодняшний день подняться на море не составляет труда. Длина дороги составляет 25 км. 

 

На втором этапе произведена реабилитация, водосточной и канализационных систем. Сейчас ведется строительство беговой и велосипедной дорожек. Не исключено, что будет построена дорожка и для верховой езды.

Бывает, и штормит...

Также на территории Тбилисского моря будет построена Олимпийская деревня. Ее строительство планируется завершить к 2015 году - именно к тому времени, когда в Тбилиси пройдет Международная Молодежная олимпиада. Ожидается, что в Тбилиси приедут 6000 гостей. Сама деревня рассчитана на 3 000 спортсменов. Она будет оборудована всем необходимым для того, чтобы спортсмены смогли тренироваться и полноценно отдохнуть. Здесь будут функционировать спортивные площадки, бассейны, оздоровительные центры.

В ближайшее время также начнется восстановление дендропарка, который существовал на территории Тбилисского моря со стороны района Варкетили. В дендропарке можно будет увидеть абсолютно уникальные хвойные и лиственные деревья.

Кроме того, планировался перенос зоопарка к Тбилисскому морю, но это вызвало сильный протест со стороны Лейбористской партии Грузии, так что этот вопрос пока висит в воздухе. На сегодняшний день зоопарк функционирует в центре города, а в нескольких метрах от него недавно открыли автомобильную трассу, которая соединяет два района Тбилиси друг с другом.

Ну, и, раз уж речь зашла о зоопарке, не могу не показать и его.

Тбилисский зоопарк (груз. თბილისის ზოოპარკი) основан в 1927 году согласно постановлению исполкома Тбилисского горсовета. Для его строительства была выделена территория площадью около 100 га в ущелье реки Верэ (ныне это самый центр города).

Вход в зоопарк

А это его обитатели

Ну, вот и побывали в нашем зоопарке.

Теперь покажу еще одну достопримечательность моего города. Это дестская железная дорога в парке Муштаиди.

Малая Закавказская ж.д.
Открыта 24 июня 1935 года
Длина: 1,2 км
Находится в парке Муштаиди (бывший парк им. Серго Орджникидзе)
Остановочные пункты: 1 станция (Пионери), 2 платформы (Мзиури, Сихарули)
Искусственные сооружения: несколько малых мостов
Эксплуатационный сезон: с марта по ноябрь

По официальной версии первой в СССР (да и в мире) детской железной дорогой была Тбилисская (в те годы – ещё Тифлисская). В 1933 году группа любителей железнодорожного дела, занимавшихся на Тифлисской детской технической станции, решила построить действующий макет железной дороги. 

Железная дорога была в те годы одной из перспективных отраслей, за её развитием с интересом наблюдала вся страна, поэтому проектирование детской железной дороги шло «на ура». И к началу сентября 1934 года проект был готов. Он предусматривал строительство400 метров главного пути и двух станций – Пионери (Пионерская) и Сихарули (Радостная).

 

13 сентября 1934 года в парке имени Серго Орджоникидзе началось строительство дороги. Для проведения земляных работ было организовано семь комсомольских бригад по 30 человек в каждой. За выполненную работу строители не получали ни копейки,да и работать приходилось по выходным. Но недовольства это не вызывало. Более того, желающих принять участие в строительстве становилось всё больше – в 14 бригадах работало уже около 500 человек. Не отставали от взрослых и дети. Они принимали самое активное участие в строительстве дороги.

 

По мере приближения строительства к концу всё острее становилась проблема поиска подвижного состава. Удалось найти требующий ремонта двухосный танк-паровоз, изготовленный на заводе Юнга d 1911 г. и импортированный в Россию Акционерным обществом Артура Коппеля. Восстановить его помогли ученики железнодорожного ФЗУ (фабрично-заводского училища). Вагоны пришлось строить своими силами. Экипажная часть и ударно-упряжные приборы были подобраны из имеющихся под рукой, а открытые кузова вагонов были сделаны из дерева (надо отметить, что вагоны типа «дилижанс», с крышей, но без остекления и с невысокой боковой стенкой, в те годы имели некоторое распространение на железных дорогах южных районов страны). Всего вагонов было построено три: два жёстких 12-местных для обычных пассажиров и один мягкий 8-местный – для отличников.

 

24 июня 1935 года со станции Пионери отправился первый поезд под управлением 10-летнего машиниста Виктора Сокольского. Всего за первый день работы маленький поезд сделал 37 рейсов и перевёз более тысячи пассажиров! Весь день работой детской железной дороги руководил юный начальник политотдела дороги Кирилл Папиташвили.

 

Началась повседневная эксплуатация дороги. Но сдержать творческий порыв юных строителей было почти невозможно. Очень скоро им стало казаться, что 400-метровая дорога слишком мала. Появился проект удлинения дороги до 1600 метров по набережной реки Куры. Но и это было не самым главным! Перед глазами юных железнодорожников был электрифицированный участок Тбилиси–Зестафони – один из первых в СССР. Не удивительно, что детям захотелось электрифицировать свою дорогу и оборудовать её по последнему слову техники: подвижной состав – автосцепками, а саму дорогу – автоблокировкой.

 

К сожалению, проект этот не был реализован. Вместо него был принят другой: главный путь ДЖД продлевался за станцию Солнечная, и замыкался кольцом на станции Пионерская. На новом участке была построена станция Мзиури (Солнечная). При этом протяжённость главного пути детской дороги увеличилась до 1200 метров, но вид тяги остался прежним – паровозная.

 

 
схема ДЖДСхема ДЖД до 1960-х годов.

 

Поскольку станция Пионерская стояла не на самом кольце, а чуть в стороне от него, после каждого рейса возникала необходимость разворота паровоза. Для этого рядом со станцией Пионерская между главными путями перегонов Пионерская–Радостная и Пионерская–Солнечная была построена перемычка, образовавшая разворотный треугольник.

В годы войны, помимо обслуживания дороги, юные железнодорожники занимались  и другим общественно-полезным трудом. Внутри кольца детской железной дороги была разбита делянка, на которой дети выращивали помидоры для отправки в военные госпитали. Для удобства рядом с этой делянкой был организован новый остановочный пункт – станция Юннатов.

 

После окончания войны Тбилисская ДЖД получила паровоз 159-205 и некоторое время старый и новый паровозы работали по очереди. Впоследствии паровоз Ак-1721 был установлен на постаменте перед станцией Пионерская. При этом он был дополнен бутафорским тендером несуразного вида. Исторический паровоз Ак-1721 в виде памятника сохранился до сегодняшнего дня, а 159-205 в 1991 году был списан и сдан в металлолом.

 

Два паровоза

 

В 1960-е годы хозяйство детской дороги подверглось первой крупной реконструкции. 

 

схема ДЖД
Схема ДЖД с 1960-х по 1988 год.

 

С этого момента на дороге была принята следующая схема движения: по окончании посадки поезд, стоящий локомотивом к тупику, осаживался вагонами вперёд за входную стрелку станции Пионерская, после чего стрелка переводилась, и поезд отправлялся в рейс по часовой стрелке. За время следования по кругу входная стрелка снова переводилась, и поезд сразу прибывал к платформе.

 

Предположительно, в 1971 году с Рижской ДЖД в Тбилиси был передан тепловоз ТУ3-035, но он использовался редко. В 1987-88 дорога получила ещё один тепловоз – ТУ7-2044 и несколько пассажирских вагонов ПВ51. Вагоны оказались практически непригодными для эксплуатации в жарком климате Грузии, и очень скоро были заменены открытыми четырёхосными деревянными, кустарно изготовленными на базе грузовых платформ. Именно эти вагоны и тепловоз эксплуатируются на Тбилисской ДЖД в настоящее время.

 

Перед началом сезона 1989 года произошла ещё одна реконструкция дороги, ставшая логичным продолжением реконструкции 1960-х годов.Окончательно был разобран второй путь на станции Пионерская, возможность нормального использования которого пропала ещёв 1960-е годы. На его месте была построена вторая платформа. Также были разобраны депо и ведущий к нему путь.

 

схема ДЖД
Схема ДЖД с 1989 года.
В настоящее время несколько изменена схема путевого развития главной станции.

 

В 1990-92 годах, в пик экономического кризиса в Грузии, дорога была закрыта. К счастью, её удалось уберечь от разграбления, и в 1999 году, после реконструкции, она открылась вновь. Правда, дорогу уже обслуживают взрослые.

Вот он, первый паровоз АК 1721

И в заключение прогулки еще один обзорный видеоролик о моем Тбилиси:

 

 

Картина дня

наверх