В 1825 – его величество Александр Первый подарил эти земли своему брату - Николаю Павловичу, а Николай же Павлович, став императором, подарил земли своей супруге - Александре Фёдоровне (1826 год). Пять тысяч крепостных, под руководством садовых дел мастеров Ф. Венельсдорфа, А. Гомбеля и, особенно П. Эрлера, который двадцать лет трудился над созданием парка, даже был похоронен в нём, создали парк. Сами же садовых дел мастера руководствовались задумками шотландца Адама А. Менеласа. Парк расположен на возвышенности; рощи, овраги, лужайки и холмы были неотъемлемой его частью; отовсюду видно море (залив). Тридцать тысяч деревьев и кустарников были привезены из Европы и со всей России. В 1829 году из Ботанического сада сюда привезли ещё 3500 деревьев. Великий князь Николай Павлович повелел назвать парк в честь своей супруги – Александрией. Площадь парка составляет сто пятнадцать гектаров.
![](https://r4.mt.ru/r27/photoF9EE/20015287294-0/jpg/bp.jpeg)
Фермерский дв. А.-П. Бланшар. 1858 год.
![](https://r1.mt.ru/r27/photo8107/20238360143-0/jpg/bp.jpeg)
Работа Андрея Петровича Рябушинского "Императрица Анна Иоаннова в Петергофском зверинце на охоте". 1900. Земли к востоку от Петергофа после смерти царя Петра отошли во владения всесильного Данилыча. При Анне Иоанновне здесь был устроен Ягдгартен (Охотничий сад).
![](https://r3.mt.ru/r27/photoD301/20461432992-0/jpg/bp.jpeg)
Поэт Василий А. Жуковский, учитель русского языка императрицы Александры Фёдоровны, а также наставник её сына – цесаревича, будущего императора Александра Второго Николаевича, придумал романтический рыцарский герб Александрии. Этот герб украшает все главные постройки Александрии.
![](https://r3.mt.ru/r27/photo67E1/20684505841-0/jpg/bp.jpeg)
Парк Александрия. Капелла Александра Невского.
![](https://r3.mt.ru/r27/photoA71A/20907578690-0/jpg/bp.jpeg)
В парке Александрия архитектор Адам Адамович Менелас (шотландец) в 1826 оду построил Ферму с коровником, помещениями для пастухов, кухнями и кладовыми. Помимо деревянной фермы, он воздвиг Руинный мост и дворец Коттедж (супруга Николая Павловича не переносила помпезность и пышность Большого дворца, с фонтанами). Из Англии выписали породистых бурёнок и даже специального специалиста по уходу за ними. Ферма была скромным сельским домиком с крышей соломенного цвета и открытой верандой, колонны которой были обвиты берестой. Весь облик Фермы подчёркивал сельскую идиллию Александрии.
![](https://r2.mt.ru/r27/photo2EE2/20130651539-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r1.mt.ru/r27/photo5B12/20353724388-0/jpg/bp.jpeg)
В 1838 архитектор Андрей А. Штакеншнейдер к деревянной ферме сделал двухэтажную пристройку для Великого князя и Цесаревича Александра Николаевича. Это был подарок императора Николая Павловича своему сыну-наследнику на свадьбу с немецкой принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессенской, в православии Мария Александровна. Хозяйство Фермы перенесли к южной границе Александрии, к шоссе. Архитектор Штакеншнейдер в течение последующих двадцати лет, вплоть до 1859 года, периодически перестраивал и улучшал его. В результате скромный павильон фермы превратился в обширный двухэтажный дворец в стиле неоготики и стал летней загородной резиденцией императорской семьи.
![](https://r3.mt.ru/r27/photoADFA/20576797237-0/jpg/bp.jpeg)
В облике фасадов и отделке интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для построек Александрии. Большое двухэтажное здание с мансардой, сложное в плане, состоит из нескольких примыкающих друг к другу строений с большими окнами, эркерами и чугунными балконами. О том, что это некогда был скромный сельский домик, напоминала только окрашенная в соломенный цвет крыша и обвитые берестой столбы навесов и балконов. Внутри же были выстланы дубовые паркеты, стены расписаны “под руст”, стояла великолепная мебель работы Г. Гамбса. Традиционный для Александрии готический орнамент использовался в деревянной резьбе, лепке потолков, чугунных ограждениях балконов и лестниц.
![](https://r2.mt.ru/r27/photoA999/20799870086-0/jpg/bp.jpeg)
В этом дворце император не только отдыхал в кругу семьи, но и занимался государственными делами. В Фермерском дворце обсуждался указ об отмене крепостного права. Александр Николаевич испытывал к дворцу искреннюю привязанность, считая его “вторым домом”, доступ в который открывался только избранным.
![](https://r1.mt.ru/r27/photo36E9/20246015784-0/jpg/bp.jpeg)
![](https://r5.mt.ru/r27/photo4006/20469088633-0/jpg/bp.jpeg)
Будуар великой княгини Марии Александровны, супруги цесаревича.
![](https://r1.mt.ru/r27/photo6973/20692161482-0/jpg/bp.jpeg)
Уборная великой княгини Марии Александровны, супруги цесаревича, будущего императора Александра Второго. Особенно Фермский дворец отличался заботой об удобствах его обитателей: внутри здания всё было устроено по вкусу супружеской четы, для удобной и безоблачной семейной жизни. Здесь были применены некоторые технические новинки (первый в России лифт, поднимался вручную лифтёром с помощью ворота; ванна, душ и унитазы – от названия английской фирмы “Unitas” первой наладившей промышленный выпуск изделия).
![](https://r1.mt.ru/r27/photo123C/20915234331-0/jpg/bp.jpeg)
Ванна спрятана в основание кожаного дивана. Но, как это было предусмотрено этикетом того времени, их тщательно маскировали: ванна, устроенная в полу, прикрыта диваном, а вассерклозет находился в стенном шкафу. На столе - лампа Карселя. Во дворце имелись коллекции живописи и гравюр.
![](https://r.mt.ru/r27/photoCA26/20138307180-0/jpg/bp.jpeg)
В Фермерском дворце всегда было много народу; занимались чтением книг, музыкою, игрою в вист. Августейшие хозяева очаровывали приветливостью и благосклонностью к гостям. Все, кто входил в штат их двора, становились как бы членами их семьи.
Дворец окружает великолепный сад. С восточной стороны разбит пышный цветник, окружённый с трёх сторон перголой. Посередине цветника было два фонтана. Перед западным фасадом был создан бассейн для рыб, оформленный миниатюрным каскадом и бронзовой скульптурной группой “мальчик и гусь”.
Не были забыты и многочисленные дети императорской четы – рядом с дворцом появился детский Сельский домик с крестьянской обстановкой, маленькая водяная мельница, крепость, пожарная каланча и детская ферма с огородом.
После гибели императора в 1881 году и до октября 1917 года во дворце жили со своими семьями Александр Третий и Николай Второй.
![](https://r.mt.ru/r27/photo7984/20361380029-0/jpg/bp.jpeg)
1917 – 1932 во дворце размещался историко-бытовой музей. После музея во дворце размещалась база отдыха.
Во время ВОВ во дворце размещался штаб вермахта. Интерьеры были утрачены. На месте перголы был устроен ДОТ. Фонтаны и скульптура были порушены.
1950 – общежитие петрозаводского часового завода.
С 1975 года здание дворца пустовало и приходило в упадок.
1979- Фермерский дворец вошёл в состав музейного комплекса ГМЗ “Петергоф”.
В 2003 году началась реставрация. В 2005 году случившийся в здании пожар сильно повредил интерьеры западного крыла дворца.
![](https://r4.mt.ru/r27/photoBBCD/20584452878-0/jpg/bp.jpeg)
Фермерский дворец. Сер. XIX века. Художник Э.-П. Гау (справа- капелла).
![](https://r.mt.ru/r27/photo781A/20807525727-0/jpg/bp.jpeg)
Александр Николаевич Романов, великий князь, цесаревич (1818-1853-1881). Портрет 1838 года.
Сказал как-то о русских вельможах: “Их убеждение – моё приказание…”.
В 1938 - 1839 году наследник русского престола совершал путешествие по Европе. Одной из целей поездки был поиск невесты, список претенденток на роль супруги цесаревича составил лично государь-император Николай Павлович. Побывал великий князь и в Англии, где влюбился в английскую королеву Викторию, любовь была обоюдной; Александр Николаевич даже хотел на ней жениться. Однако цесаревичу популярно объяснили бесперспективность подобного увлечения: лучше быть императором-самодержцем в России, чем принцем-консортом в Англии, и, что королева Соединённого королевства не оставит свою страну ради России.
![](https://r1.mt.ru/r27/photo6FD8/20030598576-0/jpg/bp.jpeg)
Гессен-Дармштадская принцесса Maximiliane Wilhelmine Auguste Sophie Marie von Hessen und bei Rhein, в православии, с 1840 года, Мария Александровна (1824-1880). После Англии наследник русского престола путешествовал по Германии (1839) для выбора невесты, принцессе Марии было всего четырнадцать лет, поэтому она даже не была включена в список имевшихся в виду принцесс. Совершенно случайно цесаревич остановился в Дармштадте на одни день и вечером поехал в театр. Он так был тронут скромной прелестью молодой принцессы, почти ребёнка, скрывавшейся в глубине ложи, что, вернувшись домой, объявил своему наставнику Жуковскому и сопровождавших его адъютантам Кавелину и Орлову, что он нашёл жену, и что дальше он никуда не поедет. Орлов написал императору Николаю Павловичу. При русском дворе все были, мягко пиша, в полном недоумении: мать принцессы после пяти лет жизни с герцогом, стала жить раздельно. Через 14 лет после разрыва с мужем герцогиня родила сына, а через год – дочь Марию. Охраняя честь короны, герцог Людвиг II Дармштадтский признал детей своими. В герцогстве все знали подлинное имя отца детей, имя которого, однако, из-за его незнатного происхождения не упоминали вслух. Только страстная любовь наследника может объяснить согласие родителей цесаревича на этот брак. Через год юную принцессу привезли в Санкт-Петербург, перекрестили в православие, дали ей при этом имя Мария Александровна и выдали за цесаревича (1841). Скромная и в высшей степени застенчивая, выросшая в уединении в маленьком зАмке, где ей редко приходилось видеть даже великого герцога, Мария внезапно была перенесена ко двору, самому пышному, самому блестящему и самому светскому из всех европейских дворов. Поэтому юная великая княгиня так сильно полюбила скромный Фермерский дворец, здесь в пасторальной идиллии сельского домика, она нашла семейное счастье. Великий князь боготворил свою супругу, и казалось, что счастье будет вечным.
Свежие комментарии