Красивые топиари. Зеленые скульптуры
Искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников называется Топиари или Топиарий. Она берет свое начало еще в садах древнеримской империи и имеет очень богатую историю. Сейчас топиарии уже стали классикой садово–паркового дизайна.
Оригинально подстриженные деревья и кусты придают любому саду необычный вид и сразу же привлекают внимание. Современные создатели топиари даже в классику жанра вносят яркие нотки креатива.
Создание топиари требует твердой руки, четкого видения результата, времени и терпения. Для того, чтобы сделать топиари большой оригинальной формы, может потребоваться не один год кропотливого труда и опыт профессионального садовника.
Многие парки топиари являются настоящими памятниками не только садоводческого искусства, но и мировой культуры. Деревья и кустарники, растущие в них не одну сотню лет, сохраняют все ту же форму, какую им придали еще в позапрошлом веке. Это действительно древнее искусство, хорошо известное ценителям красивых садов. Однако, как и всякое другое искусство, оно не стоит на месте. В настоящее время развиваются новые его формы, которые существенно расширили возможности современных садовников. Новое (каркасное) топиари ― это поле для творчества, не ограниченное ничем, кроме вашей фантазии. Зеленая скульптура стала мобильной, многоцветной и многофактурной, ее размеры варьируются от настольных сувенирных топиари (живых!), до грандиозных композиций, способных украсить загородный дом и парк.
В садах и парках по всему миру можно увидеть удивительные шедевры топиари. Небольшая подборка фотографий дает некоторое представление об этом красивом виде искусства.
Уже только тот факт, что слово топиари имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.
Топиарное искусство по праву считается одним из древнейших видов искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам и датируются 38г. до н.э и 14г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию, другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э, топиари становится естественным украшением садов состоятельных людей.
После падения Римской империи, начинается период, известный, как Смутное время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях искусство орнаментального садоводства не было забыто.
Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства. Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании.
“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, — всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.
С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.
В начале 20 века прагматичные американцы сделали простое, но весьма полезное изобретение. Они придумали плетеный проволочный каркас фигурной формы, который надевается на молодое растение. В этом каркасе кустарник растет и развивается, а когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам производится стрижка
В наше время искусство топиари стало классикой садового дизайна и больше не подчиняется критерию «модно». В современные неформальные садовые дизайны с их естественностью, асимметрией и легким беспорядком топиарии вносят структурирующий элемент и добавляют привлекательный для глаза контраст.
Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.
по материалам dezinfo.net
Свежие комментарии