На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Удивительный мир

15 554 подписчика

Свежие комментарии

  • Вадим
    СпасибоПринцессы, короле...
  • Вадим
    СпасибоХудожница Nikolin...
  • Элеонора Коган
    Только зачем охотиться на шиншилл, они такие милые?Самые удивительны...

Петергоф - город фонтанов и дворцов

Петергоф - город фонтанов и дворцов

В нескольких минутах езды от Северной столицы расположился небольшой город, который с первых минут влюбляет в себя все сердца и подчиняет все мысли как местных жителей, так и гостей столицы. Маленькие домики, постройки прошлых веков, невообразимые храмы и церквушки завораживают и заставляют останавливать взгляд.

Здесь особая аура, особый воздух, пропитанный петровской эпохой... Здесь находится неописуемый красоты "русский" французский Версаль.

Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, "Пирамида", "Сноп", водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда.

На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.

Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: "Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы".

Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам "Золотая гора" и "Шахматная гора". Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.

Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа "Самсон, раздирающий пасть льва". Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.

Отдельно хочется сказать несколько слов о самом большом каскаде фантанов Петродворца - фонтане "Самсон". Существует легенда, что "Самсон" был сооружен не в 1735, а еще в 1725 году, при жизни Екатерины I, которая якобы и высказала, едва став императрицей, идею увековечить победу в Полтавской битве аллегорическим обликом Самсона, убивающего льва. Другие предания утверждают, будто фонтан и вовсе был установлен при Петре I, который посвятил "Самсона" крупной победе российского флота при Гангуте.

Фонтан "Самсон" (полное название - "Самсон, раздирающий пасть льва") расположен в центральной части бассейна Большого каскада. На трехметровом гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий фонтан воды. У ног статуи расположены восемь позолоченных фонтанов-дельфинов, а в четырех нишах у основания постамента изливаются потоки воды из четырех львиных голов, которые олицетворяют четыре стороны света.

"Самсон" - самый крупный и мощный фонтан Большого каскада. Столб воды из его водомета достигает почти 21 метр в высоту. Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году - в честь 25-летия победы русских войск в Полтавской битве. Выбор сюжета для памятника не случаен. В период Северной войны лев, изображенный на шведском гербе, был символом врага, а Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года, в день святого Сампсония. Именно поэтому библейский Самсон, побеждающий льва, мог наиболее полно и художественно олицетворить собой победу России над Швецией.

Скульптура, первоначально свинцовая, была выполнена по модели скульптора Б. Растрелли. Проект постамента, по некоторым данным, сделан архитектором М. Земцовым.

В 1802 году скульптуру из свинца, изрядно оплывшую, заменили бронзовой. Она была отлита по модели М. Козловского. Архитектор А. Воронихин создал новый постамент с полукруглыми нишами, в которых разместились позолоченные львиные головы работы скульптора М. Думнина.

В годы Великой Отечественной войны статуя Самсона была похищена немцами. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор В. Симонов и его помощник Н. Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана, создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе "Монументскульптура".

14 сентября 1947 года фонтан "Самсон" был открыт после реставрации. В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов-дельфинов.

Фотоэкскурсия по Петродворцу

 
 
 

Полезная информация:

Парк открыт с 9:00 до 19:00
Кассы парка с 9:00 до 16:30
Запуск фонтанов в 11:00
Выключение фонтанов в 17:00
Фонтаны западной части парка работают с 12:00
Львиный каскад с 12:00 до 16:00

В дни проведения мероприятий парк работает по особому расписанию











наверх