Петергоф - город фонтанов и дворцов
В нескольких минутах езды от Северной столицы расположился небольшой город, который с первых минут влюбляет в себя все сердца и подчиняет все мысли как местных жителей, так и гостей столицы. Маленькие домики, постройки прошлых веков, невообразимые храмы и церквушки завораживают и заставляют останавливать взгляд.
Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, "Пирамида", "Сноп", водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда.
На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: "Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы".
Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа. Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой. Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам "Золотая гора" и "Шахматная гора". Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа "Самсон, раздирающий пасть льва". Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.
Отдельно хочется сказать несколько слов о самом большом каскаде фантанов Петродворца - фонтане "Самсон". Существует легенда, что "Самсон" был сооружен не в 1735, а еще в 1725 году, при жизни Екатерины I, которая якобы и высказала, едва став императрицей, идею увековечить победу в Полтавской битве аллегорическим обликом Самсона, убивающего льва. Другие предания утверждают, будто фонтан и вовсе был установлен при Петре I, который посвятил "Самсона" крупной победе российского флота при Гангуте.
Фонтан "Самсон" (полное название - "Самсон, раздирающий пасть льва") расположен в центральной части бассейна Большого каскада. На трехметровом гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий фонтан воды. У ног статуи расположены восемь позолоченных фонтанов-дельфинов, а в четырех нишах у основания постамента изливаются потоки воды из четырех львиных голов, которые олицетворяют четыре стороны света.
"Самсон" - самый крупный и мощный фонтан Большого каскада. Столб воды из его водомета достигает почти 21 метр в высоту. Фонтан "Самсон" был установлен в Петергофе в 1735 году - в честь 25-летия победы русских войск в Полтавской битве. Выбор сюжета для памятника не случаен. В период Северной войны лев, изображенный на шведском гербе, был символом врага, а Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года, в день святого Сампсония. Именно поэтому библейский Самсон, побеждающий льва, мог наиболее полно и художественно олицетворить собой победу России над Швецией.
Скульптура, первоначально свинцовая, была выполнена по модели скульптора Б. Растрелли. Проект постамента, по некоторым данным, сделан архитектором М. Земцовым.
В 1802 году скульптуру из свинца, изрядно оплывшую, заменили бронзовой. Она была отлита по модели М. Козловского. Архитектор А. Воронихин создал новый постамент с полукруглыми нишами, в которых разместились позолоченные львиные головы работы скульптора М. Думнина.
В годы Великой Отечественной войны статуя Самсона была похищена немцами. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор В. Симонов и его помощник Н. Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана, создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе "Монументскульптура".
14 сентября 1947 года фонтан "Самсон" был открыт после реставрации. В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов-дельфинов.
Фотоэкскурсия по Петродворцу
Полезная информация:
Парк открыт с 9:00 до 19:00
Кассы парка с 9:00 до 16:30
Запуск фонтанов в 11:00
Выключение фонтанов в 17:00
Фонтаны западной части парка работают с 12:00
Львиный каскад с 12:00 до 16:00
В дни проведения мероприятий парк работает по особому расписанию
Свежие комментарии